Заказать обратный звонок

Интернет-магазин фейерверков, салютов и пиротехники

Декоративные фигуры и группы в пиротехнике

Пиротехнические фигуры и группы

Не смотря на кажущуюся примитивность пиротехники прошлого необходимо отдать должное фантазии мастеров. Некоторые фигуры и пиротехнические группы, создаваемые пиротехниками в прошлом и сегодня довольно сложны, что обеспечивает их крайне редкое применение.

Практически все фигуры выполняются на основе каркасов из брусков и планок. Сегодня чаще применяется металл, а в прошлом основным материалом выступало дерево. Каркас выкрашивается в черный цвет, чтобы он был незаметным и не искажал пиротехнические эффекты.

Простые фигуры могут выполняться самостоятельно, но сложные пиротехнические фигуры потребуют чертежа и сложного расчета, включая детали и указание расстояния. Кроме самих пиротехнических объектов, обозначаемых обычно белыми огнями, применяются цветные объекты, работа которых сопровождается фонтанами, каскадами и прочими пиротехническими зрелищами.

Основная сложность в такой работе — синхронность срабатывания пиротехники и расчет длительности горения. Последнее относится преимущественно к белым огням, которыми ограничивался корпус. Помимо того, что такие объекты необходимо крепить на каркасе, сложность заключается в том, что применять их приходится большое количество, особенно, если речь идет о крупном и сложном пиротехническом зрелище. Если современные методы позволяют организовать такие объекты относительно просто, то в прошлом необходимо было еще позаботиться о том, чтобы пиротехника не сработала в результате случайного попадания искр от другого объекта. Необходимо обеспечить одновременное зажигание многих объектов в определенной последовательности. Эта задача и сегодня представляет определенные трудности, а работа мастеров пиротехники прошлого во многих случаях вызывает настоящее восхищение.



Неподвижные группы

Наиболее распространенные неподвижные группы создаются из фонтанов. К ним относят «гусиную лапку» или «трезубец» и «веер», различающиеся количеством «лучей».

Звезды могли быть простыми и сложными. Простая звезда — это один пиротехнический объект, в стенках которого проделаны отверстия, через которые пробивается горящее вещество. Именно этот огонь и создает «лучи» звезды. Для более сложной конструкции создаются комплексы из нескольких более простых объектов, которые при сочетании дают сложные звезды. Такие объекты могут быть как одноцветными, так и с использованием разных окрасок пламени. Разновидностями звезды можно назвать и «сияние», в котором сочетаются длинные и короткие лучи.

Неподвижное солнце — довольно простая фигура, составляемая из фонтанов (от 12 до 30).

Более сложное пиротехническое зрелище — узорчатое солнце или калейдоскоп. Она создается на круглом каркасе с использованием нескольких рядов пиротехники.

Мозаика или решетка создается по таким же принципам, как и узорчатое солнце, но размещается не на конических основания, а на прямоугольных рамках. Рисунки в мозаике могут быть довольно разнообразными, учитывая, что применяются как объекты с длинными лучами, так и с короткими.

«Пальму» можно также отнести к мозаике, с тем отличием, что размещается она, как правило, на одном центральном шесте, но при этом может быть «объемной» или «плоской», в зависимости от количества направления выбрасываемого пиротехникой огня.

Каскады (многоярусные) и «цветочные корзины» чаще всего требовали создания эскиза. Поскольку эффекты их применения очень привлекательны, разработкой таких довольно сложных конструкций лучше заниматься людям с опытом, в противном случае зрелище может оказаться не столь привлекательным.



Подвижные фигуры

Основная сложность организации подвижных фигур — точная балансировка. Поскольку чаще всего речь идет именно о вращении. Движение обеспечивается применением силовых зарядов (форсов), которые могут дополняться различными пиротехническими эффектами.

Фигуры различают вертикальные, в которых вращение проводится как у колеса транспорта, т.е. ось вращения расположена параллельно поверхности грунта, и вертикальные, где ось вращения размещается перпендикулярно грунту, как, например, у флюгера.

Наиболее простым объектом можно назвать розетку, представляющую собой несколько швермеров, закрепленных на деревянном каркасе. При срабатывании объекта получают несколько цветных «вертушек», в зависимости от применяемых швермеров.

Колесо получают закреплением зарядов на круглом основании. При срабатывании зажигается первый заряд, а остальные зажигаются от него. При быстром вращении самого заряда не видно, и зритель воспринимает только огненный круг, описываемый пиротехническим объектом. Из двух и более колес разного диаметра, но расположенных на одной оси, делается составное колесо, части которого вращаются в разные стороны. Расположение не одного, а нескольких рядов (чаще 3-х) патронов даст «огненный круг», который можно применять и как часть составного колеса.

Китайское колесо имеет не круглое, а квадратное основание, на котором закреплены силовые заряды. При срабатывании оно быстро вращается, и для усиления вращения часто используется дополнительный груз-эксцентрик.

Подвижное солнце — достаточно большая вращающаяся фигура, на которой, как на колесе. Закреплены силовые заряды, но при этом расположение пиротехники под углом, а сами заряды срабатывают группами. Поскольку конструкция достаточно тяжелая и инертная, для ускорения пуска применялась бечевка, намотанная на ось, за которую тянули при пуске подвижного солнца. Двойное солнце, где заряды второго колеса срабатывали сразу после догорания зарядов первого.

Горизонтальные фигуры нередко используют в своем составе вертикальные фигуры как часть конструкции. Используют горизонтальные пиротехнические фигуры реже. К горизонтальным относят «каприз», подвижный каскад и подвижная спираль.

Летучие фигуры преимущественно сочетали в себе неподвижные объекты, рассмотренные выше, в которые вместо искристых составов заряжались ракеты или другие объекты. Так создается «пчелиный рой», ракетный веер (павлиний хвост), сноп (павильон), букет (вулкан) или их сочетание.

Возможности соединение подвижных и неподвижных объектов открывают просто невероятные просторы для фантазии, но учитывая опасность работы с пиротехникой, такие зрелища луче создавать профессионалам с опытом и специальными знаниями.