Заказать обратный звонок

Интернет-магазин фейерверков, салютов и пиротехники

История пиротехники на Руси

Языческий культ


У древних славян был культ поклонения Перуну — богу-громовержцу, который поражал небесным пламенем непокорных. Огонь для славян являлся символом высшей, божественной власти. Таким же статусом обладало и солнце. Пиротехники в те времена, естественно, не было, зато имелась традиция прыгать через костер, присущая многим народам.



Первые «потешные огни»


Первые свидетельства применения пиротехники на Руси относятся к XIV веку. Для развлечения Дмитрия Донского «потешные огни» привозили из Германии. А в Смутное время польские оккупанты привезли в страну популярную европейскую забаву — фейерверки. Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек сопровождалась эффектным пиротехническим представлением — оригинальная наземная конструкция пылала факелами и искрилась фонтанами. Салютов и ракет в те времена еще не было.

При царе Михаиле Федоровиче фейерверки уже вошли в российский обиход. Была даже создана «потешная палата», в обязанности которой входила организация «огненных потех» для царя и знати. Первые пиротехники приехали в Россию из Германии, а в конце XVI века в стране появились «отечественные» мастера.



Петр I и фейерверки


При Петре I, известном любителе всего европейского, фейерверки стали особенно популярны. Празднество в честь совершеннолетия правителя сопровождалось салютом, которому не было равных: наземное пиротехническое великолепие и залпы недавно появившихся ракет. На каждый залп было потрачено 10 000 рублей из государственной казны — тогда на эти деньги можно было купить 3 000 голов скота! Так что сегодняшние 10-20 тысяч рублей, потраченные на новогодние салюты — далеко не предел.

Петр стремился превратить Россию в европейскую державу, знакомя высший свет с прогрессивными традициями, в числе которых были и фейерверки. Именно Петр I сделал салюты важной частью государственных праздников и значимых событий. Император не жалел средств на развитие пиротехники: из-за границы заказывали книги, приезжали приглашенные специалисты... Делалось все для того, чтобы российская пиротехника достигла европейского уровня.

Масштаб фейерверков в петровские времена был впечатляющим. К примеру, в честь самого Петра I было устроено представление из трех действий. В первом из горящих пирамид были составлены приветствия, герб России и вензель императора. Во втором действии по дворцовому пруду плавали сирены и лебеди, на которых были установлены пиротехнические фонтаны и огни. В финале представления изображался недавно построенный российский флот.



Развитие пиротехники в Российской Империи


Мастерство отечественных пиротехников росло со стремительной скоростью — тем более, что Петр I активно их поддерживал в финансовом плане. Появились новые составы, фейерверки стали разноцветными, а их ассортимент расширился и стал практически сопоставим с европейским. В то время пиротехника делилась на следующие разновидности:

  • «низовая» - наземные фонтаны;
  • «срединная» - римские свечи и «бураки» (фестивальные шары);
  • «верховая» - высотные фейерверки, ракеты и шутихи (ракеты, оставляющие зигзагообразный след).

Фейерверки часто устраивали на прудах, поэтому плавающая пиротехника была очень популярна. К наводной пиротехнике относились «дукеры» (фонтаны для горения на воде) и «квакари» (изделия из плотной бумаги, которые вертелись и подпрыгивали как лягушки).

Огненные представления стали устраивать не только в честь праздников и побед на поле боя, но и даже в ожидании сражения. Это напоминало старинный языческий обряд задабривания Перуна перед битвой. А в честь военных побед Петр I организовывал грандиозные фейерверк-шоу, наполненные символами. Там обязательно присутствовали русские воины в виде сильных и пугающих зверей; мифические персонажи (Зевс, Меркурий и др.), которые помогали русской армии; и противники, которые непременно были повержены. На таких представлениях не экономили — использовался очень дорогой в те времена порох, а сложные конструкции сгорали в пламени шутих и зарядов. Во время подобных действ нередко происходили несчастные случаи.

Пиротехническими разработками занимались самые выдающиеся ученые, лучшие умы того времени. В их числе был даже М. В. Ломоносов и его ученик В. Клементьев. Ломоносов писал: «был устроен фейерверк... с храмом, по сторонам которого аллегорические фигуры сидят, собой олицетворяя страны света...». Храм олицетворял саму Российскую Державу, а аллегорическими фигурами были Америка, Африка и Европа. Несложно догадаться, что российской правящей верхушке такие представления были по душе.



Салюты в Екатерининскую эпоху


Екатерина II, безусловно, унаследовала дух и величие своего дальнего родственника Петра I. Как и он, Екатерина интересовалась западными веяниями и считала пиротехнику очень важным искусством. В 1758 году жителям Петербурга довелось лицезреть целых три зрелищных огненных шоу, которые устраивались по разным поводам. Многие иностранцы, бывшие свидетелями этих действ, писали, что русские фейерверки превосходят европейские по красоте и масштабам. На коронации Екатерины II использовались машины с крутящимися огненными колесами и грандиозные высотные фейерверки.

Любоваться огненной красотой теперь могли не только жители Москвы и Петербурга, как это было раньше. Вся страна стремилась подражать великой императрице, и фейерверки засияли в Полтаве, Казани, Царском селе и других российских городах. Само собой, бытовой пиротехники в те времена не было, и салюты еще долго оставались привилегией высших слоев общества. Каждый фейерверк требовал серьезных затрат и привлечения опытных специалистов, которых в те времена было немного.

До конца XVIII века наземные композиции были безусловными лидерами среди всех фейерверков. Их популярность объяснялась тем, что такому фейерверку можно было придать смысл, построив на его основе мини-спектакль. Для огненных шоу придумывали сюжеты, наполненные метафорами и символами, писали сценарии... Декораторы работали над «сценой» и ее украшениями, создавая удивительные конструкции, которым было суждено сгореть в пламени фейерверков. К сожалению, искусство подобных огненных спектаклей не дошло до наших дней. Сегодня салюты взмывают в небо, рассыпаясь цветными искрами... не имеющими никакого смысла. Современный салют — это феерия внешней красоты. Впрочем, это абсолютно нормально — в наши дни фейерверки рассчитаны на самую широкую аудиторию, а не на горстку изысканных эстетов-аристократов.